К.Дуйсембиев - председатель специализированного межрайонного административного суда, "Обеспечение верховенства закона в рамках реализации Плана нации «100 шагов» // Казинформ, 22.07.2015 г.

Версия для печатиВерсия для печати

 В предложенном Президентом Республики Плане нации по реализации пяти институциональных реформ определены 100 конкретных шагов направленных на укрепление казахстанской государственности и экономический рост страны, считает председатель специализированного межрайонного административного суда города Астаны К.Дуйсембиев.

«То есть, по сути это очень глобальные реформы», - отметил он. В основу Плана нации «100 шагов» вошли пять институциональных реформ: формирование профессионального государственного госаппарата, обеспечение верховенство закона, индустриализация и экономический рост, идентичность и единство, формирование подотчетного государства. Из перечисленного именно второй блок касается судебной системы, а конкретно в нем определены 11 шагов направленных на ее модернизацию

Первое - это оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. То есть, это переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).

В настоящее время по этому вопросу обсуждается несколько вариантов.

Второе - это ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Обязательная норма - 5 лет стажа участия в судебных процессах. Внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений кандидатов в судей также является одним из необходимых новшеств в этом направлении. Уровень качественного правосудия напрямую зависит от того, какими кадрами укомплектованы суды первой инстанции. Практика показывает, что судьями должны становиться зрелые люди, свыше 30-ти лет, имеющие опыт работы на государственной службе не менее пяти лет, а не 2 года как сейчас.

В соответствии со статьей 29 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» одним из требований к кандидатам в судьи является успешное прохождение стажировки в суде в порядке и условиях, определенных Положением о прохождении стажировки кандидатом в судьи, утвержденным Указом Президента РК от 26 июня 2001 года № 643. В настоящее время срок прохождения стажировки установлен в пределах от трех до шести месяцев. При этом прохождение стажировки в суде не является основанием для освобождения кандидата в судьи от выполнения своих трудовых обязанностей по месту работы.

Вместе с тем, практика показывает, что существующий порядок прохождения  стажировки является формальным и не дает должного эффекта. И предложенная реформа по введению для кандидатов в судьи годичной стажировки в судах с выплатой стипендии является очень актуальной и необходимой. После завершения годичной стажировки судьи будут проходить годичный испытательный период (с учетом зарубежного опыта Германии, России и других). Данная норма позволит судейскому сообществу вовремя избавиться от профессионально неподготовленных сотрудников.

Третье - это выделение института правосудия из структуры Академии государственного управления в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики. Данный институт будет функционировать при Верховном суде и обеспечивать повышение квалификации действующих судей на регулярной основе. Мировая практика показывает, что специализированные учреждения по подготовке будущих судей имеют обособленный статус. Следует реализовать в нашей стране  рекомендацию  ОЭСР о переподчинении Института правосудия  Верховному суду. Эксперты ОЭСР отмечают, что первичную подготовку будущих судей нельзя отождествлять с получением степени магистра в образовательном учреждении. Например, согласно Французской системе правосудия кандидаты в судьи подбираются только из числа выпускников судебной магистратуры, отметил К.Дуйсембиев.

Четвертое - это усиление подотчетности судей, разработка нового этического кодекса судей, на основе которого граждане могут обжаловать действия судей в специально созданном судебном жюри при Верховном суде страны. В данном вопросе предполагается реформирование института дисциплинарной ответственности судей, при котором будут разграничены полномочия дисциплинарного органа и органа определяющего профессиональную квалификацию судей.

Пятое - это внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке. Судья не должен иметь возможностей для приостановки записи или редактирования материалов аудиовидеофиксации.

Шестое - это расширение области применения суда присяжных. Законодательное определение категории уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным.

В настоящее время действующим законодательством рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей предусмотрено только по делам, где предусмотрена смертная казнь и пожизненное лишение свободы, и то если об этом ходатайствует обвиняемое лицо.

Седьмое - это обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.

Восьмое - это создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам. Организация в Верховном суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов.

Девятое - это создание в г. Астане международного арбитражного центра AIFC на примере опыта в Дубае.

Десятое - это создание Международного совета при Верховном суде РК для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов. Совет будет консультировать Верховный суд по вопросам совершенствования казахстанского правосудия.

И одиннадцатое - это сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса. Присутствие прокурора на гражданским процессе, где участвуют правоспособные стороны и их адвокаты, ставит под угрозу принцип независимости и исключительности судебной компетенции.

Участие  прокурора  в суде по гражданско-правовым спорам  должно быть ограничено лишь тремя основаниями:

- когда граждане в силу своих особенностей не имеют возможности самостоятельно защищать в процессе свои права и законные интересы (это касается недееспособных, ограниченно дееспособных лиц, несовершеннолетних, оставшихся без опеки и попечительства, инвалидов, нуждающихся в соответствующей помощи и т.п.);

- когда это необходимо для защиты общественных интересов, в целях поддержания стабильности и правопорядка  (например, в случаях  массового нарушения прав неопределенного круга лиц путем невыплаты заработной платы, издания незаконного правового акта или совершения иных незаконных действий (бездействия);

-   когда необходимость участия прокурора признана судом.