Положение Учебного центра

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

     УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                   распоряжением председателя 

                                                                                                  суда города Астаны

                                                                                                   от «__»________ 2014 г.   № _______

 

П О Л О Ж Е Н И Е

              об Учебном центре суда города Астаны

 

1. Общие положения

1.  Настоящее Положение об Учебном центре суда города Астаны (далее - Положение) определяет статус, основные задачи, функции и полномочия Учебного центра, устанавливает    требования к его организации и деятельности.

2.   Учебный центр образуется распоряжением председателя суда города Астаны.

3.   В своей деятельности Учебный центр руководствуется:

-   Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»;

- Типовым положением об  учебных  центрах областных и приравненных к ним судов,  утвержденным распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан  от 29 марта 2007 г. № 74;

- Рекомендациями по созданию и работе базовых судов, утвержденными распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 25 августа 2004 года № 159;

- Положением о координаторе учебных программ в областном и приравненном к нему суде, утвержденным распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 7 марта 2006 года № 58;

- Методическими рекомендациями по специализации судей областных, районных и приравненных к ним судов, утвержденными распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 29 сентября 2006 года № 199;

- Правилами прохождения стажировки судьями районных, областных и приравненных к ним судов в вышестоящих судах, утвержденными распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 26 января 2011 г. № 13;

- Положением о Центре исследований судебной системы Республики Казахстан, утвержденным распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 28 ноября 2006 года № 253;

- Положением о наставничестве, утвержденным распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 29 марта 2007 года № 73;

- другими нормативными правовыми актами.

2. Задачи и функции Учебного центра

4. Основными задачами Учебного центра являются:

1) обеспечение условий для непрерывного  судебного образования  в  целях     улучшения     качества     отправления     правосудия,     надлежащей организации работы и делопроизводства;

2) содействие дальнейшему совершенствованию судебной системы с учетом международных стандартов;

3) содействие    укреплению    связи    между    юридической    наукой, образованием и практикой.

5. Основными функциями Учебного центра являются:

1) организация обучения судей и работников канцелярий судов;

2) выявление и анализ актуальных проблем применения действующего законодательства   и   судебной   практики,   анализ   потребности   судей   в обучении,   определение   приоритетных   форм   и   методов   обучения   для планирования учебных планов;

3) обеспечение    участия    судей    в    республиканских,    областных    и региональных учебных программах в соответствии с их потребностями;

4)  организация прохождения стажировок судей и кандидатов в судьи;

5)  координация  и оказание методической   помощи в     организации работы наставничества и менторства судей;

6)  сбор, хранение и использование учебных материалов и документов;

7)  оказание методической помощи судьям;

8)  взаимодействие с Центром исследований судебной системы Республики Казахстан и базовыми судами;

9)  другие функции, направленные на повышение квалификации.

 

3. Организация учебного процесса и стажировки

6.  Программа обучения в Учебном центре рассчитана на всех судей соответствующего региона.

7. Контингент   обучающихся   (судей,  повышающих    квалификацию) подразделяется  на  следующие   категории:   вновь   назначенные   судьи   (в основном, районных  судов   общей   юрисдикции);    судьи   специализированных административного, уголовного  и   экономического  судов; председатели районных судов; судьи коллегии   апелляционной  судебной коллегии областного суда; судьи кассационной судебной коллегии, работники канцелярий судов.

8.  Особое внимание уделяется судьям:

1) зачисленным    в    кадровый    резерв    на    руководящие    судейские должности;

2) имеющим непродолжительный стаж судейской работы;

3) испытывающим  затруднения  в правоприменительной практике, допускающим частые ошибки в процессе отправления правосудия.

9. Работа по повышению квалификации судей осуществляется Учебным центром по следующим основным секциям:

административное право и процесс;

гражданское право и процесс;

уголовное право и процесс.

При необходимости могут создаваться другие секции, в том числе и по вопросам обучения работников канцелярий судов.

10. Организация   обучения   осуществляется  в соответствии   со специально разработанными учебно-тематическими планами по циклам, в которых   учтены   особенности   рассмотрения   отдельных   категорий   дел, составления процессуальных документов, изменения законодательства, а при необходимости и анализа норм международного права и теории права.

11. Потребность в обучении судей определяется на основе индивидуальных предложений судей, посредством сбора информации из судов по тематике, анализа обобщений судебной практики и статистических данных, анкетирования и других форм измерений (далее - иных анализов). Кроме того, учитывается перспективный план Верховного Суда по проведению обобщений судебной практики и принятию нормативных постановлений пленарного заседания.

12. Обеспечение непрерывного судебного образования осуществляется исходя из потребности судей по следующим направлениям:

занятия (семинары, лекции и т.д.);

индивидуальное обучение, включая дистанционное;

организация прохождения стажировки;

оказание содействия в реализации наставничества и менторства;

другие формы обучения.

13. Обучение судей и работников канцелярии судов планируется с учетом обеспечения его максимальной эффективности. При этом Учебный центр должен принять все меры, позволяющие в учебном процессе в полной мере использовать помещения, технические средства, учебный материал самого учебного центра и базового суда.

14. Учебный центр для реализации задач, отнесенных к его компетенции, вправе направлять соответствующие поручения в адрес базовых и других судов, обязательные для исполнения последними.

15. В процессе обучения Учебным центром применяются интерактивные методики - ролевые игры, работа в группах, дискуссии и т.д., технические средства - Power Point; презентация материалов цифровой записи, различные видеоматериалы и т.д., предоставляется раздаточный и справочный материал.

16. Занятия осуществляются на основании плана работы Учебного центра на учебный год по темам, не охваченным перспективным планом Института правосудия, согласованного с председателем областного у суда, по следующим направлениям:

лекции;

семинары (областные, кустовые, секционные);

практические занятия и другие формы обучения в соответствии с потребностями.

17. Обучение проводится лекторами из числа судей областного суда. К участию в учебном процессе привлекаются судьи районных и приравненных к ним судов, имеющие достаточный опыт судебной работы по конкретной специализации, а также преподаватели высших учебных заведений, специалисты других отраслей права.

18. При необходимости, по желанию преподавателей и лекторов учебный центр проводит тренинги и занятия по обучению новым методикам преподавания, принимает иные меры, направленные на совершенствование процесса обучения.

19. Индивидуальная  учеба осуществляется    судьями  на   основании индивидуальных  учебных планов, в  том числе и  в   соответствии   с положением о наставничестве.

При этом Учебный центр должен принять меры, направленные на обеспечение условий для самостоятельного обучения судей, в частности организовать своевременное предоставление необходимой литературы, магнитных и цифровых носителей информации с записями семинаров, конференций и других мероприятий по просьбе судьи.

20. Дистанционное   обучение   осуществляется  с   спользованием цифровых технологий, сети Интернет. Содержание дистанционного обучения включает   в   себя   аудио   обучение   (записанные   выступления   и   лекции, загружаемые   в   компьютер,  либо  выступление  в  Интернете  в реальном времени), видео обучение, в том числе различные слайды, и интерактивное взаимодействие (дискуссионные форумы, электронная почта).

Участники дистанционного обучения не позже чем за неделю курса должны иметь расписание обучения, которое должно содержать сведения о технических и программных средствах, необходимых для обучения, целях и задачах курса, темах курса, графике взаимодействия.

21. Стажировка судей в учебном центре осуществляется в соответствии с индивидуальной программой, утвержденной председателем суда, под руководством руководителя стажировки, назначенного из числа судей областного суда в соответствии с Правилами прохождения стажировки судьями районных, областных и приравненных к ним судов в вышестоящих судах.

22. При направлении на стажировку предпочтение отдается вновь назначенным председателям судов, судьям и работникам судов.

23. Количество лиц, приглашенных на стажировку должно производиться с учетом обеспечения нормального режима работы и качества обучения.

25. Обеспечение явки председателей, судей и работников канцелярии судов осуществляется ГУ «Канцелярия суда города Астаны Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)».

26. Координатор учебных программ представляет информацию о потребности в стажировке судей областного суда председателю областного, в Верховный Суд и Институт правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан для формирования соответствующих программ.

27. Анализ эффективности стажировки действующих судей и работников суда проводится через предварительное и последующее анкетирование стажеров на основании типовых анкет.

 

4. Организация методической работы

28. Методическая работа Учебного центра реализуется по следующим направлениям:

1)  оказание методической  и практической  помощи   районным  и  приравненным к ним судам в организации стажировок кандидатов в судьи;

2) осуществлением  методического  руководства  деятельностью  вновь  назначенных  судей   и   судей,   испытывающих   затруднения   в  правоприменительной практике;

3)  обеспечение доступа судей к информации о результатах анализов,  обобщений судебной практики;

4)  оказание содействия в развитии наставничества и менторства.

29. В целях оказания методической помощи районным и приравненным к ним судам в работе с кандидатами в судьи в областном суде ведется учет лиц, допущенных к стажировке, анализ эффективности стажировок.

30. Методическая работа с молодыми судьями осуществляется в соответствии с положением о наставничестве.

31. Методическая помощь в развитии наставничества и менторства осуществляется путем проведения семинаров, изучения и распространения положительного опыта и другими способами.

32. Материалы семинаров, проводимых судьями областного суда и базовыми  судами, в пятидневный срок после их проведения направляются в Учебный центр для последующего ознакомления судей, а при необходимости и использования в дальнейшей работе по осуществлению правосудия.

33. Учебным центром ведется учет предоставленной судьям информации и последующий анализ эффективности принимаемых мер на качество отправления правосудия.

34. По мере необходимости Учебный центр выпускает публикации в виде брошюр, отчетов, информационных писем.

35. По итогам полугодия работа судей по вопросам обучения, подвергается анализу и оценке координатором учебных программ. О результатах работы координатором учебных программ представляется отчет председателю областного суда в соответствии с положением о координаторе учебных программ в областном суде.

 

5. Организация и обеспечение деятельности учебного центра

36. Общее руководство работой Учебного центра осуществляет -руководитель Учебного центра - координатор учебных программ.

37. Техническое обеспечение деятельности руководителя учебного центра осуществляется ГУ «Канцелярия суда города Астаны Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)».

 38. Для результативности работы и действенности учебных центров создаются условия для работы координаторов учебных программ по выполнению возложенных на них обязанностей, обеспечение их помощниками из числа работников канцелярии.

39. В связи с высоким уровнем нагрузки руководитель учебного центра не должен входить в составы комиссий по судейской этике, дисциплинарных коллегий, или иных рабочих групп и комиссий областного и приравненного к нему суда, привлекаться к иной общественной работе.

40. Руководитель учебного центра:

1) по   согласованию   с   председателями   коллегий   областного   суда разрабатывает тематику лекций, семинаров, практических    занятий,    исходя    из    потребности    в    обучении    и результатов иных анализов;

2) курирует работу базового   суда   по   вопросам   обучения   судей   и работников канцелярии судов;

3) представляет   на   согласование   председателю   областного суда план работы учебного центра;

4) вносит председателю областного суда предложения по кандидатурам судей, для направления на прохождение стажировки в областном суде;

5) сотрудничает с координатором учебных программ при Верховном  Суде, Институтом правосудия Академии государственного управления  при Президенте  Республики  Казахстан,   Союзом     судей, Центром исследований судебной системы Республики Казахстан;

6) по итогам полугодия представляет отчет председателю областного    суда   о   проделанной   работе,   определяет изменения   и   дополнения   в  дальнейшую   программу   обучения  с  учетом возникших потребностей;

7) вносит председателю областного суда предложения   по   совершенствованию   учебного   процесса,   а   также   о поощрении судей за активное участие в образовательных программах;

8) оказывает методическую помощь в организации стажировки вновь назначенных судей.

41. Материально-техническое обеспечение деятельности Учебного центра осуществляется ГУ «Канцелярия суда города Астаны Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)».

42. Деятельность Учебного центра основывается на постоянном взаимодействии с базовым судом, Центром исследований судебной системы Республики Казахстан.

43. Председатель областного суда принимает меры, направленные на стимулирование работы руководителя учебного центра и преподавателей (премирование, поощрение и другие способы), в том числе по итогам различных конкурсов - лучший наставник, лучший ментор, лучший лектор, лучший руководитель стажировки, лучший специалист и т.д

Отзывы и предложения