Анализ по применению дополнительных мер взысканий по делам об административных правонарушениях за первый квартал 2016 года

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

В соответствии с планом работы суда города Астаны на первое полугодие 2016 года проведен анализ по применению дополнительных мер взыскания по делам об административных правонарушениях.

Целью данного изучения является проверка выполнения судьями требований действующего законодательства при назначении дополнительных мер административного взыскания по делам об административных правонарушениях, выявление нарушений, ошибок, возникающих при этом, и принятие мер к их устранению.

По состоянию на 01 апреля 2016 года в специализированный межрайонный административный суд города Астаны (далее по тексту СМАС г. Астаны) поступило  8123 дела, из них по 7877 делам вынесены постановления о наложении административных взысканий, из них по 87 делам применены дополнительные меры взыскания, в специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних поступило 215 дел, из них 193 дела с вынесением постановления о наложении административного взыскания без применения дополнительных мер административного взыскания.

Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего административное правонарушение.

Административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статье 41 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РК) за совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3)конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;

4) лишение специального права;

5) лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра;

6) приостановление или запрещение деятельности;

7) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;

8) административный арест;

9) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные в подпунктах 1) – 5) и 7), а также приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица.

          В соответствии со ст. 42 КоАП РК меры административных взысканий делятся на основные и дополнительные.

Предупреждение, административный штраф, административный арест могут применяться только в качестве основных административных взысканий.
          Лишение специального права, лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра, приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов, а также административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий.
          Конфискация, принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения могут применяться только в качестве дополнительного административного взыскания.

В судебной практике судов города Астаны, рассматривающих дела ОБ административных  правонарушениях, применяются следующие дополнительные меры административного взыскания.

1.Конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении их в собственность государства в установленном законодательством порядке. Предмет, изъятый из оборота, подлежит обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискации подлежит лишь предмет, являющийся собственностью нарушителя, если иное не предусмотрено Особенной частью КоАП РК.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов к нему и других разрешённых орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота (рыболовство) является основным законным источником существования.

За анализируемый период взыскание в виде конфискации предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения применено по 35 делам, из них по 23 делам наложено дополнительное взыскание в виде конфискации  подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения. Изучение показало, что наибольшее количество наложенного дополнительного административного взыскания является конфискация алкогольной продукции.

Так, например, постановлением  СМАС г. Астаны от 04.03.2016 г. (судья А.К.Ж.) индивидуальный предприниматель М.Р.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 463 КоАП РК и подвергнут административному взысканию в виде  штрафа в размере 25 (двадцати пяти) месячных расчетных показателей в сумме 53 025 (пятьдесят три тысячи двадцать пять) тенге в доход государства с конфискацией предметов совершения административного правонарушения – 782 (пятьдесят) бутылок алкогольной продукции, находящейся под сохранной распиской у М. Р.А. 

Аналогично, постановлением  СМАС г. Астаны от 01.03.2016 г. (судья А.Б.Н.)  индивидуальный предприниматель Ш.Қ.  привлечен к административной ответственности по п. 7 ч. 3 ст. 282 КоАП РК и подвергнут административному взысканию в виде административного штрафа в размере семидесяти пяти месячных расчетных показателей в сумме 159075 (сто пятьдесят девять тысяч семьдесят пять) тенге с конфискацией подакцизной продукции - 106 ( сто шесть) бутылок алкогольной продукции на общую сумму 64100 тенге.

В этих двух примерах судьи правильно указывают, какие предметы подлежат конфискации, с указанием количества и стоимости имущества.

Вместе с тем не все судьи правильно в резолютивной части постановления указывают, какие конкретно предметы и какой доход подлежит конфискации, что затрудняет в дальнейшем исполнение постановления.

Так, например, постановлением  СМАС г. Астаны от 25.02.2016 г. (судья Т.А.К.) Товарищество с ограниченной ответственностью «W»  привлечено к ответственности за совершение правонарушение по ч. 2 ст. 463 КоАП РК и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 50 (пятидесяти) месячных расчетных показателей в сумме 106050 (сто шесть тысяч пятьдесят) тенге с конфискацией предметов совершения административного правонарушения и дохода, полученного вследствие совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, в резолютивной части постановления в основном судьи правильно указывают взыскание по каждому правонарушению отдельно. Так, например, постановлением  СМАС г. Астаны от 25.01.2016 г.  (судья А.К.Т.) Товарищество с ограниченной ответственностью «А» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 159 КоАП РК и наложено административное взыскание в виде административного штрафа в размере 3-х (трех) процентов от дохода, полученного в результате осуществления монополистической деятельности по марке бензина АИ-92/93 -18 605 (восемнадцать тысяч шестьсот пять) тенге, с конфискацией монопольного дохода в сумме 102 586 (сто две тысячи пятьсот восемьдесят шест) тенге;  по марке бензина АИ-95/96 - 29 961 (двадцать девять тысяч девятьсот шестьдесят один) тенге, с конфискацией монопольного дохода в сумме 118 668 (сто восемнадцать тысяч шестьсот шестьдесят восемь) тенге в доход государства.

2.Лишение разрешения налагается судьёй за административное правонарушение, совершенное при осуществлении деятельности либо совершении определённых действий (операций), предусмотренных разрешением. Приостановление действия разрешения устанавливается на срок до шести месяцев.

Под лишением разрешения либо приостановлением его действия понимается лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства), либо приостановление ее (его) действия на определённый вид деятельности либо совершение определённого действия, а также иного разрешительного документа, предусмотренного законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»

За анализируемый период судьями СМАС г. Астаны применены дополнительные меры взыскания в виде приостановления действия лицензии на соответствующий вид деятельности по 9 делам;  лишения лицензии на соответствующий вид деятельности по 7 делам.

Так, например, постановлением  СМАС г. Астаны от 03.03.2016 г. (судья И.К.С.) индивидуальный предприниматель А.Г.А. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст. 282 КоАП РК, ей наложено административное взыскание в виде административного штрафа в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей в сумме 318150 (триста восемнадцать тысяч сто пятьдесят) тенге в доход государства с приостановлением действия лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции сроком на три месяца.

Далее, постановлением  СМАС г. Астаны от 13.01.2016 г. (судья С.Н.К.) индивидуальный предприниматель О.Г.У. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 282 КоАП РК и подвергнута административному взысканию в виде административного штрафа в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей в сумме 297 300 (двести девяноста семь тысяч триста) тенге в доход государства с лишением лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции за № 0079897 от 11.12.2007 года.

3. Приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов заключается во временном прекращении деятельности или запрещении деятельности или отдельных ее видов физических и (или) юридических лиц, в том числе филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, зданий и сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов производится только в судебном порядке на срок до трех месяцев.
          До рассмотрения дела в суде к физическому или юридическому лицу может быть применена мера обеспечения в виде приостановления или запрещения деятельности или отдельных ее видов в порядке, предусмотренном статьёй 801 КоАП РК.

За анализируемый период назначено взыскание с приостановлением деятельности или отдельных видов деятельности по 24 административным делам. 

Так, например, постановлением  СМАС г. Астаны от 17.03.2016 г. (судья А.К.Т.) Товарищество с ограниченной ответственностью «K»  привлечено к административной ответственности  за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 462 КоАП РК с наложением  административного взыскания в виде административного штрафа в размере 100 (ста)  месячных расчетных показателей в сумме 198200 (сто девяносто восемь тысяч двести) тенге в доход государства с приостановлением деятельности ТОО в части производства строительно-монтажных работ на 1 (один) календарный месяц.    

4. Принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения налагается судьёй в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РК.

За анализируемый период дополнительное взыскание в виде сноса применено по двум делам  в отношении А.У.Т.  и Б.Ж.С. по ст. 319 КоАП РК.

Так, постановлением  СМАС г. Астаны от 28.03.2016 г. (судья А.Б.Н.) А.У.Т. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 319 КоАП РК и наложено административное взыскание в виде административного штрафа в размере 15 (пятнадцати) месячных расчетных показателей в сумме 31 815 (тридцать одна тысячи восемьсот пятнадцать) тенге в доход государства с  принудительным сносом возведенного объекта реконструкция магазина пристройкой под гостиницу и кафе по адресу: г. Астана, ул.  Р., дом 27/1, ВП-1.

5.Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства применяется судьёй как мера административного взыскания в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Особенной частью КоАП РК.

За анализируемый период дополнительное взыскание в виде административного выдворения за пределы Республики Казахстан  применено по 4 административным делам за совершение административного правонарушения по ч. 7 ст. 517 КоАП РК, то есть за совершение правонарушений повторно в течение года после наложения административного взыскания.

Так, например, постановлением  СМАС г. Астаны от 04.02.2016 г. (судья С.А.А.) Р.Р.К. оглы  привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 517 ч. 7 КоАП РК, то есть за нарушение законодательства в области миграции и подвергнут административному взысканию в виде административного ареста на 1 (одни) сутки с административным выдворением за пределы Республики Казахстан.

Выводы и предложения

Анализ судебной практики показал, что судьи СМАС города Астаны правильно применяют законодательство, мотивируют наложение того или иного дополнительного взыскания либо его не применение на лиц, признанных виновными в совершении административных правонарушениях.

В целях формирования единообразного применения административного законодательства в области назначения дополнительного взыскания необходимо указанную справку довести до сведения судей, рассматривающих административные дела.